Профессия дефектолога уникальна, поскольку находится на стыке сразу нескольких наук: медицины, педагогики, психологии и социологии. Дефектолог – это высококвалифицированный специалист, который работает с детьми с физическими и психическими недостатками, занимается вопросами их обучения, развития, воспитания и адаптации в социальной, учебной, профессиональной сферах в силу их имеющихся особенностей. Дефектолог изучает недостатки (происхождение, закономерности и особенности) детей с ограниченными возможностями здоровья и разрабатывает методы их коррекции. Дефектолог работает со всеми видами речевых нарушений у детей, занимается обучением детей с недостатками слуха и нарушением зрения, а также образованием и социальной реабилитацией умственно отсталых детей.
Независимо от направления деятельности обязанности дефектолога-олигофренопедагога включают в себя: осмотр ребенка; выявление нарушений, выяснение обстоятельств возникновения и развития нарушений; определение способности к обучению; организацию последующей работы с ребенком, направленной на максимальную компенсацию и коррекцию недостатков развития; составление индивидуальной комплексной программы, включающей в себя коррекционные задачи на ближайшее время и перспективный план работы (с целью подбора наиболее эффективных приёмов коррекции с учетом взаимосвязи интеллектуальных, речевых и двигательных расстройств, совокупностью поражения артикуляционной и общей моторики, где ориентиром служит не календарный возраст ребёнка, а уровень его актуального развития); проведение коррекционных занятий и мероприятий, направленных на адаптацию аномальных детей в обществе и предупреждение отдельных нарушений; консультационные услуги.
Дефектолог-олигофренопедагог помогает ребенку с ОВЗ: в формировании элементарных математических представлений (количественных, пространственных, временных); в обучении конструированию (ребенок овладевает представлениями о пространстве, цвете и форме предметов, учится действовать по образцу, координировать движения рук); в повышении познавательной активности и развитии таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление; в развитии коммуникативной деятельности; в обучении игре (некоторые дети не умеют играть, или же уровень развития их игровой деятельности соответствует более младшему возрасту); в ознакомлении с окружающим миром и развитии речи (ребенок учится видеть окружающие предметы и явления, расширяется круг его представлений, словарный запас, развивается связная речь); в вовлечении в дидактическую игру (в специально организованные игры, помогающие развивать восприятие, внимание, память и мышление ребенка, моторику рук).
При необходимости (в качестве составляющей занятия) специалист делает логопедический массаж, улучшающий иннервацию подвижности артикуляционных мышц, формирующий управление артикуляционными движениями и нормализующий мышечный тонус. Так как дети с ОВЗ имеют множественные двигательные нарушения, на занятиях используются элементы самомассажа: дети работают с массажными мячами, кольцами су-джок, с сыпучими материалами (рис, горох, желуди, каштаны), предусмотрены специальные пальчиковые игры, игры с песком, водой, конструктором. Также дефектолог применяет в своей работе упражнения для мышечного расслабления и снятия эмоционального напряжения (комплексы упражнений для мышечной и эмоциональной релаксации). Для формирования у детей ритмико-мелодической стороны речи активно применяются логоритмические приемы. Для детей с ОВЗ характерны специфические трудности в усвоении лексической системы языка, поэтому в занятия включаются специальные лексические темы и упражнения.
Таким образом, на своих занятиях дефектолог-олигофренопедагог проводит с детьми артикуляционные упражнения, использует приемы на релаксацию, на развитие дыхания, мелкой моторики, речевого слуха и голоса, обогащает лексико-грамматическую сторону речи.
Занятия с дефектологом проводятся 2 раза в неделю.
Остались вопросы? Звоните по телефону 8 (495) 135-37-88, 8 (495) 135-16-88!
Запишитесь у администратора по телефону 8 (495) 135-37-88, 8 (495) 135-16-88