
"Именно творческая деятельность делает ребенка существом, обращенным к будущему, созидающим его и
видоизменяющим свое настоящее." Л. С. Выготский.
На сегодняшний день вопрос развития творческих способностей детей с раннего возраста является актуальным. Многие педагоги и родители пришли к выводу, чтоважно не только интеллектуальное и физическое, но и творческоеразвитие ребенка, что является определяющим фактором становления личности.
Творческие способностидетей проявляются индивидуально и определяются они успешностью выполнения ими творческой деятельности в различной сфере.
В своих трудах Л.С. Выготский отмечаетважность индивидуального подхода в развитии и воспитании личности, которые позволяют:
- максимально раскрыть потенциал ребёнка;
- дать ребёнку необходимые знания, умения и навыки через игру, а не через «надо»;
- построить хорошие взаимоотношения между ребёнком, его родителями, воспитателями, учителями и сверстниками.
Раннее развитие творческих способностей ребенка в будущем даст продуктивный результат.
На протяжении многих веков занятия определенным делом, созидание помогало людям проявлять свою индивидуальность. Когда человек развивает свой творческий потенциал, он может добиться больших успехов и в повседневной жизни. Именно раннее творческое развитие ребенка дает ход к разностороннему развитию, помогает подойти креативно к решению нестандартных вопросов в жизни.
Ученые отмечают, что формирование творческой деятельности имеет тесную связь с развитием личности в целом, выделяя его субъективность. Формирование умственных и творческих способностей происходит в период от полутора до трёх с половиной лет. Если взять во внимание мнение педагогов, психологов, которые утверждают, что к 3 годам развитие клеток мозга завершается на 70%, а к шести – на 90%, а многие врождённые механизмы, которыми природа наградила человека, впоследствии утрачиваются и отмирают, то следует отметить важность раннего развития. Но так как именно речь является основным средством общения со взрослыми и друг с другом, то необходимо создать благоприятные условия для развития и обогащения речи детей.
Опираясь на мнения отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.С. Мухина, С.Я. Рубинштейн,А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.), коммуникативная деятельность является одним из основных аспектов развития ребенка, благодаря чему он формируется как личность, познает и оценивает окружающий мир и самого себя.
В центре развития и коррекции речи «Логолендия» проводится уникальное занятие «Твори и Говори», которое разработано опытными специалистами: логопедами, дефектологами, педагогами по творческому развитию. На занятиях ребенок не просто создает свой шедевр, но и учится говорить в процессе работы, параллельно развивая и обогащая речь.
Задача специалиста – является поиск скрытых творческих способностей ребенка. Педагог помогает детям:
Расширить свой кругозор и убрать рамки, которые сковывают их. Дети чувствуют себя свободно, не боятся творить и говорить. Таким образом, обогащается лексический запас, развивается мелкая моторика. Фантазируя и создавая что-то новое на заданную тему, дети делятся с педагогом и со сверстниками своими идеями, а главное – учатся верить в себя.
Занятие творческим процессом развивают интуицию, эмоции и воображение. Развивается креативное мышление, кругозор ребенка становится шире и ярче.
Творческие занятия имеют лечебную силу.Благодаря им, нормализуется нервная система, настроение улучшается, а проделанная работа и сам результат приносят не только удовольствие, но и уникальную работу в копилку детей.
На занятиях «Твори и Говори» развиваются креативность, мелкая моторика, обогащается речь. В процессе выполнения творческой работы педагог непрерывно и эмоционально ведет беседу с детьми, комментируя действия, возможно даже обыгрывание определенного сюжета.
Очень важно, когда ребенок умеет замечать красоту вокруг себя. И ЗДОРОВО, когда он не только ее видит, но и пробует себя в деле, создавая свой шедевр или копируя что-либо. И не важно, это дерево, цветок или любимая игрушка, важно, что он сделан своими руками, и эта работа индивидуальна у каждого.
Поэтому, приступая к развитию творческих способностей, педагоги нашего центра прибегают к следующим золотым правилам:
- Игровая форма деятельности на всех занятиях;
- Доверительные и искренние отношения с ребенком;
- Креативность и фантазия через призму детского мировоззрения и ощущения.