Ваш город: Красногорск ∨
Ваш город - Красногорск?
Да Выбрать другой

Почему более 4000 человек доверяют нам самое дорогое:

Роль родителей в развитии ребёнка

0
Роль родителей в развитии ребёнка

Юрьева Е.А., нейропсихолог

В моей практике часто встречаются родители, которые искренне считают, что ребёнка не нужно специально ничему учить, что все знания и навыки у него уже есть, они в нём заложены, и в школе он всем это покажет. Так вот, дорогие родители, знания и навыки в нас не заложены; в нас заложены задатки. Знания и навыки мы приобретаем в опыте общения с другими людьми, из книг, в процессе учёбы и другими способами в течение всей своей жизни. У ребёнка путь приобретения знаний и навыков начинается с момента появления на свет и с помощью ближайшего окружения – значимых взрослых, которыми обычно являются мама и папа. Именно они его проводники в этом пока чужом и враждебном ему мире. И именно от них зависит, станет ли ребёнок в будущем воспринимать мир со страхом или подружится с ним.

Позвольте привести вам такую историю. Году в 2015, когда я работала в ГБОУ ЦДиК «Участие», пришёл ко мне на консультацию молодой папа (мужчине было года 24) с мальчиком четырёх лет. Точнее, его прислала ко мне Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (ЦПМПК), которая вела приём в нашем здании. Причина обращения семьи в ЦПМПК – получение путёвки в логопедический садик; ребёнок не говорил. Совсем. То есть, он пытался издавать отдельные звуки, но в слова они у него не складывались. У специалистов возникли сомнения и в уровне психического развития ребёнка, - поэтому его и отправили к нейропсихологу.

Как водится, предложила малышу что-нибудь нарисовать. Энтузиазма это не вызвало. Более того, на карандаши и бумагу мальчик смотрел с отсутствующим видом. Спрашиваю папу: «Не любит рисовать?» - «Не умеет», - спокойно отвечает тот. Я напрягаюсь, но не отступаю: предлагаю ребёнку игрушки и оставляю его на некоторое время в покое, чтобы выяснить у родителя, что же с сыном приключилось. Папа при этом совершенно расслаблен, благодушен, открыт вопросам и, похоже, честен и абсолютно искренен.

Не обнаружив в анамнезе (т.е. медицинской истории ребёнка) никаких показаний к неразговорчивости, снова обращаюсь к ребёнку, который всё это время просидел без движения перед кучей игрушек. Для психолога такое поведение ребёнка очень показательно: первый вывод – отсутствие познавательной активности, что в данном случае указывает, скорее всего, на педзапущенность. Но это надо проверить. Спускаюсь на ковёр к малышу, беру игрушку. Это кошечка. «Смотри, кто это?» - молчание и испуганный взгляд. «Это киса! Как она говорит?» - взгляд ребёнка выдаёт нарастание напряжения. «Киса говорит мяу», - подсказываю я ему и беру другую игрушку, корову... История повторяется: ни одного звука, ни одной попытки включиться в общение ни вербально, ни моторно, - ребёнок даже руки не тянет к игрушкам.

Прямо с пола обращаюсь к папе: «Как вы с ним дома играете?» И получаю совершенно обескураживающий искренностью ответ: «Ой, вы знаете, времени нет совсем с ним играть!» И всё это совершенно добродушно и честно. «А как общение с ребёнком дома происходит? Кто за ним следит? Как?» - «Ну, мама у нас всё время на работе, а я работаю из дома, весь день за компьютером. Вот я ему вывалю все его игрушки и присматриваю за ним». – «Угу. А как ваш сын при таком общении узнает, что это кошка и она говорит мяу?» Папа на мгновение теряется, потом собирается и задумывается. Ещё секунда и его лицо осеняет улыбка: «А знаете! У него есть такая специальная азбука! Там фигурки животных рельефные. Если на них нажимать, они издают звуки: кошка – мяу, собака – гав, корова – му….» - «Ну хорошо, а как ваш малыш узнает, что «му» сказала корова?» Папа снова задумывается и снова начинает светиться радостью: «А там под каждой фигуркой подписано, кто есть кто!» - «Вы хотите сказать, что вашему сыну 4 года и он умеет читать?» Мужчина замирает, улыбка сходит с его лица, рука инстинктивно закрывает рот, а на глаза наворачиваются слёзы….

Конечно, это пример очень яркий, даже гипертрофированный; такое редко встретишь. Но почему я привожу его вам? Именно из-за яркости.

Попробуйте вспомнить себя в детстве: как вас учили читать? Как учили раскрашивать, рисовать и писать? Прыгать в классики, кататься на велосипеде или роликах? Играть в мяч? Сразу ли всё это стало у вас получаться? А как вы узнали, что вот эта птица – голубь, а вот та – воробей? Или что это дерево – берёза, а вот это – дуб? Про себя могу честно сказать, что я замучила родителей многократно повторяющимися вопросами про тех же птиц или времена года. Что до навыков (чтение, письмо, рисунок, игра в мяч и прочие), - всему приходилось учиться, спрашивать у родителей по многу раз, просить помощи. И мне не отказывали, а помогали напоминая, направляя. А вам?

Человек устроен таким образом, что все функции, которые в нём заложены (но не развиты от рождения!) формируются и развиваются из вне вовнутрь. Сначала ребёнок узнаёт от взрослого, что этот странный предмет называется ложка. Постепенно, под проговаривание взрослого, он усваивает, что ложкой едят кашу (а ещё суп, пюре, мусс и т.д.). Так же постепенно он узнаёт, что ложку может держать не мама, а он сам. И что держит он её в руке. И постепенно взрослый приходит к тому, что ребёнок сам берёт со стола ложку, когда видит тарелку с кашей и сам начинает есть, - функция усвоена.

Это простой пример, бытовой. Конечно, с чтением и развитием координации, усвоением последовательностей и повышением уровня общей осведомлённости всё сложнее, но принцип тот же: сначала взрослый выполняет функцию контроля и памяти, при необходимости физически помогая ребёнку (например, при освоении велосипеда или графических средств), и лишь потом ребёнок становится способным осуществлять эту функцию самостоятельно, вызывая её при необходимости. Например, ребёнка просят нарисовать и закрасить круг. Что для этого нужно? Бумага и карандаш, правильно. А ещё знание о том, как выглядит круг. А ещё умение держать карандаш и вести его по бумаге так, чтобы получился круг. А ещё умение закрасить круг в пределах контура…. Последнее, правда, формируется дольше; о границах фигур стоит поговорить отдельно. Но посмотрите, сколько всего нужно знать ребёнку, чтобы просто нарисовать и закрасить круг! Даже просто нарисовать, не закрашивая. Можно ли требовать этого от малыша, с которым взрослые даже разговаривают редко? Или разговаривают мало? Или только требуют послушания и хорошего поведения? Или вообще дали в руки гаджет и успокоились, что ребёнок «занят делом», наивно полагая, что так он развивается? Он точно не знает, что эти фигурки на экране имеют разные названия, окрашены в разные цвета, если только вы ему не рассказали об этом много раз подряд.

Мы подошли к самому больному вопросу современных родителей. Не только родителей, - всех людей без исключения: нам всем очень не хватает времени. Не то что на ребёнка – на себя не хватает. А ребёнок, без сомнения, требует всё наше время. По крайней мере первые три года жизни. И вот почему.

Развитие человека происходит не просто постепенно, но поэтапно. Каждый этап развития (период развития) знаменуется возрастным кризисом, в результате которого у человека появляются новые возможности (Д.Б.Эльконин называет их новообразованиями). Согласно возрастной периодизации Л.С.Выготского, положившего начало в частности детской психологии в нашей стране, до трёх лет маленький человек проходит через два кризиса взросления и подходит к третьему, кризису трёх лет, о котором большинство родителей наслышаны. К слову сказать, возрастная периодизация этого учёного насчитывает шесть кризисов, последним из которых является кризис 17 лет. Таким образом, половина кризисов приходится на ранний период развития ребёнка. Понимаете, почему так важен этот период в жизни ребёнка?

Собственно, под кризисом развития Л.С.Выготский понимает совокупность качественных изменений в личности ребёнка, которые внешне никак себя не проявляют, но вызывают изменение потребностей либо возможностей, а следовательно и перестройку поведения ребёнка, стремящегося к удовлетворению этих потребностей либо применению новых возможностей.

Что это за периоды развития и кризисы и что приобретает ребёнок по выходе из них?

Кризис новорожденности (0 – 2 мес.) наступает сразу по рождении. Для начала ребёнку пришлось пройти через родовые пути, где его сдавливало со всех сторон, а он к этому не привык. Он уже напуган. Но снаружи всё ещё жёстче: звуки стали очень громкими, свет очень ярким, кожа чувствует холод и неприятные прикосновения. В первые две недели жизни ребёнок привыкает к новой обстановке и пока не очень-то доверяет тем, кто его окружает. Как правило, он на них даже не смотрит. Но уже на третьей неделе своей жизни, особенно если мама ласковая и разговаривает с ним, он начинает улыбаться, издавать звуки и всеми способами привлекать внимание взрослого. Новообразованием первого периода развития и кризиса новорожденности можно назвать перестройку физиологических механизмов существования.

Далее наступает период младенчества (2 мес. – 12 мес.), который венчается кризисом одного года. За первый год жизни ребёнок проходит огромный путь первичного развития моторики: он поднял голову, перевернулся, научился двигать руками, ногами и пальцами, и вообще их у себя обнаружил! Он успел поползать на животе и побегать на четвереньках, сесть на попу и подняться на ножки. Он стал человеком прямоходящим, как мама и папа! Он научился издавать разные звуки и слоги (фонемы), тренируя свой артикуляционный аппарат. Продуктом кризиса одного года становится полноценное формирование потребности в общении и эмоционального отношения. А также зарождение манипулятивной деятельности (внимание, родители! Это относится не только к вещам, но и к близким людям!), ведь теперь ребёнку проще добраться до разных предметов, а вокруг столько всего нового!

Последний период раннего развития – раннее детство (1 год – 3 года), – заканчивается кризисом трёх лет. Ещё его называют «я сам» В течение этого периода ребёнок постепенно научился говорить и набрал довольно большой словарь. Он научился строить предложения из слов и пирамиды из кубиков. Если только мама была рядом и разговаривала с ним, он научился точно распознавать эмоции и выражать их. Часто родители отмечают у своих чад в возрасте от 2,5 лет появившуюся или возросшую агрессию, которая поведенчески выражается в негативизме, упрямстве, строптивости, своеволии, протесте, изменении предпочтений, капризах. Как правило таким образом ребёнок требует самостоятельности. Он достаточно созрел физиологически и мотивационно, чтобы многие вещи делать самому; у него появляется интерес исследовать мир и свои собственные возможности. Помощь родителей он начинает воспринимать как ограничение собственной активности. Отсюда и агрессия. Кроме того, начинается формирование личности ребёнка как самостоятельной единицы (продукт периода раннего развития): теперь он готов отделиться от родителей и искать друзей-сверстников.

Но это отделение, конечно, неполное. И, конечно, нельзя пускать жизнь трёхлетнего ребёнка на самотёк: просто помощь родителей должна стать незаметной, деликатной. То есть, присутствие родителей в жизни ребёнка не теряет своей актуальности и ребёнок по-прежнему требует большого внимания. Более того, у него появляются друзья и даже недруги, каждый день он узнаёт что-то новое, что, без сомнения, переполняет его эмоциями. Эти эмоции необходимо выплёскивать. А как это сделать, если не в капризах и плохом поведении? В разговоре с близкими! Вот тут вы, дорогие мамы и папы, очень нужны своим детям. Что-то малыш ещё не может назвать словом, - надо ему помочь, подобрать слово, объяснить его значение… Здесь тоже интересный момент: вот я сейчас пишу эту статью и с трудом удерживаюсь от «птичьего» языка, на котором обычно «чирикаю» с коллегами. Но если я начну сыпать терминами, вы меня не поймёте. Так же и с детьми: нам приходится упрощать фразу, искать простые объяснения и в целом спускаться ниже, в том числе и физически, общаясь с ребёнком. Именно во взаимодействии с вами ребёнок будет познавать мир и дальше: узнавать о социальных отношениях, о физических явлениях, о человеческих возможностях…

На мой взгляд, существуют принципы эффективного взаимодействия, универсальных для любого возраста.

Первый я уже обозначила: мы не должны возвышаться над ребёнком физически, но быть с ним на одном уровне, то есть находиться с ним лицом к лицу и говорить на доступном его пониманию языке. Назовём этот принцип принципом равноуровневости. Он подразумевает отказ от позиционирования себя взрослым как более умного, старшего, опытного. Да, это требует некоторого отказа от привычных нам ролей, и на первый взгляд делает более уязвимыми. Но только на первый взгляд: на самом деле в общении с ребёнком мы очень обогащаем и свой репертуар, и свой внутренний мир.

Второй принцип – принцип активной речи: с детьми надо говорить! Речь или вторая сигнальная система, как назвал её И.П.Павлов, присуща только человеку. Это то, что значительно отличает нас от других, даже развитых биологических видов. Неужели мы захотим лишать своего ребёнка такого преимущества? Следует также помнить о том, что именно развитие речи влечёт за собою развитие мышления, что в 1920-е годы убедительно доказал Л.С.Выготский.

Третьим я бы назвала принцип честности. Ребёнок очень точно считывает фальш. Если вы говорите одно, а думаете другое, ваш отпрыск не станет доверять вам; он начнёт увиливать, капризничать, безобразничать, - но только не станет выполнять то, что вы от него требуете. Ни за какие обещания. Кстати об обещаниях: не важно что вы пообещали ребёнку, - наказание или награду, - это надо выполнить. Иначе в следующий раз вы рискуете столкнуться с недоверием.

Четвёртый – принцип совместной деятельности. Детей надо привлекать к совместной деятельности, будь то игра в мяч или лепка пирожков, посещение магазина или визит к знакомым, поход в лес или изготовление подарка для бабушки. Во всех случаях это будет и прекрасным практическим обучением ребёнка. Но кроме того совместная деятельность укрепляет ваши связи с ним. Поверьте, чем крепче связи с ребёнком, тем легче для вас обоих пройдёт период бури и натиска в подростковом возрасте.

Пятый – принцип движения. Фразу «движение – жизнь!» приписывают Аристотелю; он говорил о взрослом человеке. Если взрослому для того, чтобы чувствовать себя бодрым и сильным, необходимо получать двигательную нагрузку, то что же говорить о младенце, который ещё и ходить не может? Впрочем, как только у ребёнка появляется такая возможность, он зачастую начинает очень быстро перемещаться. Но задача взрослого – простимулировать это желание двигаться. К сожалению, моторному развитию совершенно не способствуют сидячие занятия, в том числе и всевозможные развивающие. Да, они нужны, но первично моторное развитие. Именно поэтому большинство детей с младенчества получает курсами массаж, а когда подрастут, начинают активно ползать, бегать, прыгать, – им это нужно для развития. И не только физического, но и психического. Есть ряд работ, убедительно показывающих, что депривация (лишение, ограничение) двигательной активности приводит у детей к задержке психо-речевого развития.

И, конечно, шестой и очень важный – принцип игры. До семи лет ведущей деятельностью по Д.Б.Эльконину является игровая деятельность. Именно через игру ребёнок познаёт мир, усваивает социальные отношения (вспомните «дочки-матери» или «магазин»), приобретает первые двигательные, трудовые, навыки, навыки общения. Он не готов учиться всерьёз, но готов играть в школу! И это, дорогие родители, надо поощрять и, простите, использовать. Тем более, что и ребёнку это в радость.

Надеюсь, я достаточно убедительно показала вам, что ваша роль в жизни собственного ребёнка – главная, ведущая в прямом смысле этого слова? И, конечно, она будет таковой до его полного взросления и выхода в самостоятельную жизнь. Но и после полного отделения от вас ваш ребёнок останется вашим ребёнком. Вы, родители, будете для него самыми важными людьми в жизни: на вас он будет равняться и ориентироваться, ваше мнение будет для него главным… Если только вы были с ним рядом в его детстве.